Новости и форум ЗИЛ. Конференция по автомобилям АМО "ЗИЛ"Новости и форум ЗИЛ. Конференция по автомобилям АМО "ЗИЛ"
         

Король бездорожья

Все, что связано с этой моделью: история, устройство, обсуждения

Король бездорожья

Сообщение admin » 15 сен 2015, 00:45

Появившийся в 50-х годах прошлого столетия ЗиЛ-157 стал первым полноприводным грузовиком в Советском Союзе, в котором была использована трехосная платформа с равным количеством колес на каждой оси. При разработке модели за основу взялся двухосный ЗиС-151. Так, его кабина с небольшими изменениями почти полностью перекочевала на 157-й, доработанный двигатель стал надежней и долговечней. А толчком к началу работ над новинкой послужили выявившиеся недостатки основного на тот момент сто пятьдесят первого.

Изображение

При работе над новинкой к радости инженеров завода удалось найти применение очень многим инновациям, которые раньше пылились на полке. В первую очередь это коснулось использования всех мостов с одинаковой колеей и односкатными колесами, что существенно повысило проходимость машины и привело к сокращению механических потерь. Кроме этого, снижение количества колес позволило обойтись наличием всего одной запаски (располагалась под платформой) и сделать машину легче и компактнее.

При работе над проектом создатели столкнулись с несколькими проблемами, которые решать приходилось как самим, так и при помощи смежников. Так, от шинной промышленности потребовалось разработать новые шины, которые допускали бы движение автомобиля при пониженном давлении. Задание было выполнено, и появилась шина, обладающая повышенной эластичностью, полученной снижением числа слоев корда, увеличением ширины профиля и использованием внутренних слоев из мягких сортов резины. Это позволило внедрить централизованную систему регулирования давлением в колесах, которое осуществлялось водителем не выходя из-за руля и даже в движении. позволяла продолжать движение грузовика с поврежденной отдельной шиной, компенсируя потери воздуха в ней непрерывной подкачкой.

Изображение

Еще одной проблемой, которую пришлось решать по ходу работы, стал прожорливый двигатель ЗиС-151, который был подвержен частым перегревам и слыл не достаточно надежным. Применение головки из алюминиевого сплава, которую установили на рядный шестицилиндровый блок с рабочим объемом 5,55 литра, позволило увеличить степень сжатия на 0,2 единицы. Установка в комплекте с новой головкой измененного карбюратора позволила получить от обновленного мотора при 2600 оборотов в минуту 104 лошадиные силы и крутящий момент 334 Н/м. А новый радиатор в системе охлаждения, воздух через который прогонялся шестилопастным вентилятором, решил проблему перегрева. Так же была улучшена и система смазки путем введения в конструкцию нового масляного насоса и сальников коленвала новой конструкции. Кроме этого были изменены уплотнения в водяном насосе и устроена схема вентиляции картера замкнутого цикла, силовой агрегат был установлен на новой подвеске. Проделанные работы способствовали увеличению надежности автомобиля, и расход топлива ЗИЛ-157 снизился в зависимости от условий движения на 7 – 22%.

Изображение

Что касается полноприводной трансмисси, то ее устройство было довольно таки сложным. Она представляла собой пятиступенчатую КПП (пятая - повышенная) и систему из пяти карданных валов: промежуточный (между КПП и раздаткой), на передний, на средний и два на задний с промежуточным подшипниковым узлом на среднем мосту. Вместе с раздаточной коробкой это давало возможность автомобилю. Преодолевать весьма серьезное бездорожье, чем на тот момент (да и долгие годы после того) не мог похвастаться ни один отечественный грузовик.

Если говорить о технических характеристиках, то автомобиль мог перевозить до 5 тонн груза по дорогам, имеющим твердое покрытие, и вдвое меньше при езде по грунтовым дорогам. Полная масса машины достигала 10,23 тонны, а масса прицепа 3,6 т. Длина автомобиля равнялась 6684, ширина 2090 и высота 2360 миллиметров, при этом размер грузовой платформы был 3570х2090 мм. Колесная база составляла 4225, а клиренс 310 миллиметров. Колея передних колес была 1775 мм, а задних 1750 мм. Автомобиль мог разгоняться до 65 километров в час и расходовать при этом 42 литра бензина на 100 километров (запаса горючего хватало на 510 км). Глубина преодолеваемого брода составляла 85 сантиметров, а максимальный для движения уклон 28 градусов.

Изображение

Что касается применения, то наибольшую популярность грузовик получил в армии, в которой прослужил вплоть до замены его моделью ЗИЛ-131. Но до самого распада Советской Армии на складах НЗ стояло очень большое количество этого надежного грузовика, часть из которых после расконсервации нашли применение в народном хозяйстве. Где и служат некоторые из них и по сей день. За всю историю выпуска модели всего было произведено около 800 тысяч экземпляров.

admin
Администратор
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 01 апр 2009, 14:27

Вернуться в ЗиЛ-157 и модификации

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1