Новости и форум ЗИЛ. Конференция по автомобилям АМО "ЗИЛ"Новости и форум ЗИЛ. Конференция по автомобилям АМО "ЗИЛ"
         

ЗиЛ-130 - легенда отчественной автомобильной промышленности

Все, что связано с этой моделью: история, устройство, обсуждения

ЗиЛ-130 - легенда отчественной автомобильной промышленности

Сообщение admin » 16 сен 2015, 00:34

У каждой страны есть свои производственные легенды. В Германии - это небезызвестный "Жук", в США - это набившая уже оскомину Кока-Кола, на кубе - ром и сигары. Ну, а если говорит о нашей стране, то абсолютно без натяжки к этой категории можно отнести грузовик ЗиЛ-130. Нет, конечно визитной карточкой СССР он не был. Но простояв на конвейере более 30 лет, выпускаясь в нескольких странах мира этот автомобиль, как автомат Калашникова, во многом был нашей, отечественной легендой автопрома.

Изображение

работа над автомобилем началась почти сразу после войны. После нескольких неудачных попыток модернизировать не совсем успешный ЗиС-150, инженеры завода, который возглавлял в то время еще сам Лихачев, потихоньку делали наработки в направлении создания абсолютно нового и перспективного грузового автомобиля. По сути, машина была готова еще в 1956-м, но только спустя три года, да и то при помощи партийного пинка, 130-й стали подготавливать к постановке на конвейер. В спешном порядке были проведены заводские испытания, которые признали успешными.

Изображение

В феврале 1961 года было окончательно утверждено проектное задание на освоение производства, которое предусматривало комплексную реконструкцию завода. На этот проект были ассигнованы десятки миллионов рублей, из которых 31 миллион предполагалось потратить на строительно-монтажные работы. Проект подписал заместитель председателя Комитета по автоматизации и машиностроению при Совете Министров СССР Павел Дмитриевич Бородин, ставший в 1963 году директором ЗиЛа. Согласно правительственному заданию, на ЗиЛе в 1961–1962 годах должны были без остановки действующего производства перейти на выпуск машин ЗиЛ-130, но работы по ряду субъективных и объективных причин затягивались. Уже в третий раз уточнялся график перехода на выпуск новой техники. Первая же серийная партия появилась только в начале 1962-го года.

Надо отметить, что изначально автомобиль задумывался, как серия. Так, с первых дней выпуска базовой модели активно начали работать над различными модификациями, такими как тягач, грузовик с удлиненной базой, северное исполнение и некоторые другие. Уже в 1973-м году этому грузовому автомобилю присвоили знак качества. А спустя год... В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗиЛ-130, а 12 августа начался выпуск северной модификации – ЗиЛ-130С – на Читинском автосборочном заводе, которая имела отличия от серийной модели, позволявшие эксплуатировать ее в суровых условиях Крайнего Севера.

Изображение

Надежность конструкции и неприхотливость в обслуживании ЗиЛ-130 привели к тому, что его охотно стали покупать за рубежом. В результате, завод создал специальные экспортные модификации машины как для стран с умеренным климатом, так и для тропиков. По особым заказам грузовики ЗиЛ-130 оснащались английскими дизельными двигателями Perkins, а финское Седельный тягач ЗиЛ-130В1 (1964-1977 гг.)дочернее предприятие «Автоэкспорта» – объединение «Конела» – подводило под двухосный автомобиль третью поддерживающую неведущую ось, что повышало грузоподъемность машины до 8 тонн. В Индию, Сирию, Иран и Ирак поставлялись специальные автобусные шасси на основе удлиненного варианта ЗиЛ-130Г, на которые местные кузовные фирмы устанавливали кузова оригинальной конструкции.

Изображение

30 декабря 1994 года в Москве с конвейера «АМО ЗИЛ» сошел последний представитель семейства «стотридцаток» с порядковым номером 3388312. Но уже в 1995 году в истории ЗиЛ-130 началась новая глава – производство этих машин было перенесено на Уральский автомоторный завод (УАМЗ, ныне ЗАО «АМУР» – «Автомобили и моторы Урала») в город Новоуральск, рядом с Екатеринбургом, являвшийся филиалом ЗиЛа. Автомобиль начал выпускаться под маркой УАМЗ-43140 (ныне АМУР-43140). Кабину и капот на него стали устанавливать от армейского полноприводного автомобиля ЗиЛ-131 (6х6), который производился на этом предприятии с 1990 года.

Изображение

Семейство двухосных машин включает бортовой УАМЗ/АМУР-431410 (бывший ЗиЛ-130) грузоподъемностью 6 тонн и шасси для установки кузовов различного типа – УАМЗ/АМУР-431412 с полезной нагрузкой 6,8 тонны. Обе разновидности оснащены V-образной 6-литровой карбюраторной «восьмеркой» ЗиЛ-508.10 мощностью 150 л.с. Существует и дизельная версия автомобиля – УАМЗ/АМУР-431920 с бортовой платформой (шасси ЗиЛ-431922), на которую устанавливается 132-сильный дизель ЗиЛ-0550 с рабочим объемом 6,28л, созданный на базе бензинового двигателя. По заказу на автомобили этой серии устанавливается также 4-цилиндровый 4,75-литровый дизель Минского моторного завода Д-245.1-538 мощностью 108 л.с.

admin
Администратор
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 01 апр 2009, 14:27

Вернуться в ЗиЛ-130 и модификации

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1