Этот автомобиль по идее должен был прийти на смену модели 4331. Но жизнь внесла свои коррективы и сегодня мы можем только рассуждать о том, найдут ли в АМО ЗИЛ возможности возобновить выпуск этого шеститонного грузовика, малую партию которого выпустили в 2012-2013-м годах. Итак...
Потомок «Стотридцатки»
Среднетоннажные автомобили ЗиЛ по-прежнему пользуются устойчивым спросом у широкого круга потребителей. Машины традиционно отличаются прочностью, выносливостью и неприхотливостью, что позволяет монтировать разнообразные надстройки. Вот почему даже при отсутствии должного финансирования автозаводцы с ноября 2012 года работали над созданием нового семейства грузовиков. При этом зиловцам приходилось вести проектирование конструкции и организацию выпуска автомобилей и агрегатов на значительно сократившихся производственных площадях.
Несущая рама изготовлена из профиля постоянного сечения
Тем не менее в 2012-м году на столичном предприятии началось серийное изготовление модернизированного среднетоннажного грузовика ЗиЛ-432940. Одной из целей проведенной работы стало увеличение конструктивного ресурса автомобиля до 600 тыс. км пробега. По мнению заводских специалистов, это позволит новинке на равных конкурировать с одноклассниками не только отечественного, но и зарубежного производства.
Грузоподъемность бортового грузовика составляет 6 тонн, а полная масса — 11 тонн. Это наряду с габаритами роднит его с легендарным предшественником ЗиЛ-130. Основой для дальнейшей модернизации выбрали шасси ЗиЛ-432932 с полезной нагрузкой 6635 кг. Изменениям подверглись многие узлы и агрегаты, а главный упор делался на максимальное использование покупных узлов и агрегатов вместе с основными элементами собственного производства.
Комфорт кабины улучшили удобные покупные сиденья
Машину, прежде всего, отличает обновленный дизайн. Ключевым элементом, определившим внешний облик грузовика, стало интегральное стеклопластиковое оперение, которое заменило стальную конструкцию. В данной ситуации очень пригодился опыт, полученный во время работы над проектом «Тапир». Напомним, что такое название объединяло 8-тонный ЗиЛ-433180 и ЗиЛ-4362СО грузоподъемностью 4,5 тонны. Внешняя архитектура этих машин разрабатывалась на ЗиЛе, а оснастку и опытную партию оперений из стеклопластика изготовили в компании «Автодизайн» из Набережных Челнов. Там же сохранились 3D-модели двух вариантов оперений и сама кабина. В свою очередь на АМО «ЗИЛ» имелись выклейки, комплект оперений (большого и малого) и образец ЗиЛ-433180, вместительное интегральное оперение которого послужило основой для дальнейших работ.
Однако капотную часть «Тапира» пришлось серьезно переработать в соответствии с реалиями действующего производства. Прежде всего, отказались от сложного в изготовлении пространственного каркаса, сваренного из труб, который к тому же утяжелял конструкцию. Его заменил каркас от серийного ЗиЛ-4331 с измененной симметрией. От него же заимствовали подвеску оперения и места крепления. Оригинальные подножки и пластиковый бампер заменили серийными стальными. Фары от «ГАЗели», расположенные в крыльях, уступили место традиционным аналогам прямоугольной формы, размещенным в бампере. Эстетические качества грузовика от такой трансформации только улучшились.
Откидное интегральное оперение обеспечивает удобный доступ к двигателю
Для того чтобы кроме дизеля Минского моторного завода можно было устанавливать двигатели большей мощности, в подкапотное пространство сумели вписать самый крупный из имеющихся воздушных фильтров камазовской размерности. Изменилось и положение кабины относительно рамы, ее сместили вперед на 185 мм.
Изготовлением мастер-модели для интегрального стеклопластикового оперения вначале занималась столичная компания «Полимердизайн», но позже по ряду причин этой темой занялось НПО «Вояж», расположенное вблизи Владимира. Его специалисты, располагавшие современным технологическим оборудованием, изготовили необходимую оснастку для выклейки оперения, решетки радиатора, боковых решеток отвода воздуха и фирменных эмблем, а также освоили серийный выпуск этих деталей. Все работы, связанные с оперением и кабиной, велись в системе 3D-моделирования, которое значительно повысило качество и сократило сроки разработки.
Одновременно провели унификацию кабин. Ранее выпускалось две модели — для средне- и малотоннажного грузовиков. У второго варианта в переднем моторном щите имелась ниша для размещения части мотора. Теперь же все кабины выпускаются именно с такой нишей. При этом вместо стальной штампованной используется пластиковая ниша, которая крепится в кабине с по мощью клея-герметика и заклепок. ЗиЛ-432940 получил удобные покупные сиденья со встроенными ремнями безопасности — водительское и двухместное пассажирское. Установлен новый узел крепления рулевой колонки с более надежной фиксацией рулевого колеса.
Гидроусилитель руля фирмы «Радий» с измененным кронштейном крепления позволил увеличить угол поворота передних колес, что положительно сказалось на маневренности и управляемости грузовика. Радиус поворота машины не превышает 6,9 м. Педальный узел остался без изменений. Механические стеклоподъемники заменили современные электрические, использованы новые дверные замки, позволяющие опционально использовать их с дистанционным ключом. Предусмотрено место для установки и подключения цифрового тахографа.
Базовым является дизельный двигатель ММЗ Д-245.9Е4-4014 (Евро-4)
На автомобиль штатно монтируется 4-цилиндровый дизельный двигатель ММЗ Д-245.9Е4-4014 (4,75 л) мощностью 136 л. с. Этот мотор сравнительно недорог, ремонтопригоден, а благодаря промохлаждению наддувочного воздуха и рециркуляции отработавших газов отвечает требованиям экологических норм Евро-4 без применения системы каталитической нейтрализации, в которой используется мочевина. Рабочие процессы контролирует электронный блок управления.
Четырехточечная подвеска силового агрегата позволила снизить вибрацию от двигателя на раму автомобиля и уровень шума, в то время как литой картер маховика позволяет уменьшить неподрессоренную массу на 40 кг.
Покупной радиатор системы охлаждения имеет улучшенные технические параметры. Сварной топливный бак облегченной конструкции поставило ООО «Камский завод «Резервуар» из Набережных Челнов. В стандартной комплектации имеется подогреватель двигателя. Изменения претерпели системы подачи топлива и выпуска отработавших газов.
Двигатель работает в одной кинематической цепочке с диафрагменным сцеплением Sachs MF-362, которое отличает более высокая надежность по сравнению с ранее применявшимися аналогами, и модернизированной механической 5-ступенчатой коробкой передач СААЗ-136M3. По желанию заказчика грузовик может оснащаться дизелями Cummins или отечественными моторами семейства ЯМЗ-530, а кроме того, коробками передач ZF.
Внутренние размеры бортовой металлической платформы 3810х2420х600 мм
Детали карданной передачи поставляют сторонние производители. Доработке подверглись управляемая ось и ведущий мост с гипоидной главной передачей. Причем последний может быть оборудован блокировкой, что повышает проходимость автомобиля.
В грузовике использована усовершенствованная несущая рама, достаточно легкая и прочная. Ее конструкция с измененными поперечинами изготовлена из профиля постоянного сечения.
Передняя ось подвешена с помощью малолистовых рессор, позволяющих снизить массу неподрессоренных частей на 20 кг и повысить плавность хода. Задний мост связан с рамой посредством полуэллиптических рессор, дополненных малолистовыми подрессорниками (масса снижена на 5 кг). Кронштейны подрессорников позволяют установить брызговики колес. Все изделия поставляет Чусовской металлургический завод. Установлены камерные шины размером 260R508.
Применен рулевой механизм типа «винт — шариковая гайка — рейка — сектор». Тормозные механизмы на передней оси получили более широкие барабаны и колодки с накладками увеличенной ширины, что увеличивает срок их службы. Серийно устанавливается антиблокировочная система. Электрооборудование с электронным блоком управления включает однопроводную систему с номинальным напряжением 24 В. Быстроразъемные соединения фирмы Camozzi в пневмоприводе снизили трудоемкость обслуживания. Повышена антикоррозионная стойкость автомобиля за счет применения окраски по специальной технологии PPG с расширением цветовой гаммы и использованием схемы двух грунтов.
Величина колесной базы грузовика теперь составляет 3820 мм, максимальная скорость — 90 км/ч. Контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч составляет 25,8 л/100 км.
Автотопливозаправщик компании НПП «Автомаш»
Помимо шасси, ЗиЛ предлагает заказчикам грузовик, оснащенный металлической платформой с открывающимися боковыми и задним бортами, которая может быть дополнена съемными дугами и тентом. Ее внутренние размеры 3810х2420х600 мм. Погрузочная высота — 1450 мм. Модель способна буксировать прицеп полной массой 8 тонн и работать в составе автопоезда полной массой до 19,2 т. Осваивается производство седельного тягача. Стеклопластиковое оперение, откидывающееся вперед на угол почти 90°, заметно облегчает проведение регламентных работ двигателя.
Смоленский автоагрегатный завод, дочерняя компания АМО «ЗИЛ», изготовил партию самосвалов сельскохозяйственного назначения. Каждый образец оборудуется кузовом объемом 6 м3 (с надставными бортами — 11 м3) с трехсторонней разгрузкой. Полезная нагрузка достигает 5,8 т, а боковые борта выполнены двухстворчатыми.
Строительный самосвал, изготовленный на Вышневолоцком машиностроительном заводе
На шасси ЗиЛ-432940 Вышневолоцкий машиностроительный завод (филиал ОАО «Метровагонмаш») выпустил строительный самосвал с задней разгрузкой. В его шестикубовой платформе можно транспортировать до 5,7 тонны груза. С надставными бортами вместимость кузова увеличивается вдвое.
НПП «Автомаш» из Коврова на базе зиловского среднетоннажника изготовило автотопливозаправщик, который предназначен для перевозки, кратковременного хранения и заправки различной техники нефтепродуктами плотностью 0,83 т/м3. Вместимость цистерны составляет 6,5 м3.
Еще одна разновидность появилась в стенах фирмы «Центртранстехмаш». Речь идет об автомобиле-рефрижераторе с фургоном из сэндвич-панелей, который способен перевозить разные грузы, в том числе продовольственные (замороженные и скоропортящиеся), требующие максимальной термоизоляции от внешней среды.
Самосвалы сельскохозяйственного назначения в исполнении Смоленского автоагрегатного завода
Среди достоинств новой «шеститонки» можно отметить улучшенные плавность хода и маневренные качества. К недостаткам надо отнести слабоватый двигатель.
Конкурентами ЗиЛ-432940 на российском рынке являются КАМАЗ-4308, МАЗ-4370, МАЗ-4371, Isuzu NQR90, Iveco EuroCargo ML100E, Foton BJ1093. С 2014 года ЗиЛ-432940 выпускают небольшими партиями, не более 20 машин в месяц. Сейчас дилеры завода продают шасси по цене от 1,8 до 2 млн руб.