С начала 80-х годов прошедшего столетия ведет родословную обширное семейство грузовых автомобилей на базе модели ЗИЛ-4331, выпускавшееся потоком три десятка лет. Оно включает более десяти серийных модификаций, среди которых нет ни одной неудачной, каждая – с целевым и практическим применением, в том числе и средний грузовик с короткой базой ЗИЛ-433360.
Общая информацияАвтомобиль спроектирован в КБ АМО «Завод им. Лихачева» как фактический преемник ЗИЛа-130. В базовом варианте 360-й задуман для перевозки всевозможных грузов одиночным автомобилем или в составе автопоезда дорогами любого типа.
Из сборочного цеха эта машина общего назначения, с колесной формулой 4х2 и (ставшим классикой) простым вариантом трансмиссии, выкатывается с установленным кузовом.
Высота грузовой платформы из прочной древесины с защитным слоем всего 1,45 м. Предусмотрены откидные борта, выполняемые из металла или того же материала, что и основание.
Полезный объем внутри стандартного кузова одиночного автомобиля по борту не менее 5 кубических метров (3,75х2,33х0,58). А капотная компоновка делает грузовик простым, компактным и маневренным.
При базе не более 3,8 м и длине от бампера до заднего борта около 6,8 м машина разворачивается по радиусу менее 7 м. Как и планировали его создатели, ЗИЛ-433360 оказался достойной и востребованной заменой своему заслуженному предшественнику.
Кабина и рабочее место водителяЦельнометаллическая кабина со схемой компоновки двух объемов:
- внутренний салон;
- подкапотное пространство.
Сварная жесткая конструкция из металла оборудована ветровым цельногнутым стеклом панорамного типа. Оно крепится наглухо в проем лобового окна на специальный резиновый уплотнитель без возможности открывания.
Кабина ЗИЛа-433360 рассчитана на три (включая водительское) места. Точки ее крепления – на регулируемых кронштейнах с резиновой амортизацией в трех местах несущей рамы. Правая и левая – на продольных лонжеронах, задняя – на второй рамной перемычке.
Конструкция кабины включает наружные элементы (оперение) для защиты деталей и узлов механизмов машины, вынесенных за границы внутреннего салона:
- капот,
- крылья,
- облицовка радиатора,
- боковые подножки.
Обе двери по сторонам имеют:
- опускающееся стекло, фиксируемое в верхнем положении однорычажным подъемником;
- поворотную форточку с ручкой-запором и встроенной фиксирующей кнопкой;
- замки, закрываемые ключом снаружи;
- стопорную ручку, изнутри запирающую дверь, исключая внешнее открывание;
- вынесенную дугу-кронштейн с креплением бокового автомобильного зеркала заднего вида увеличенной площади, гарантирующего уверенный контроль водителем ситуации на дороге сзади и по сторонам.
Поворотное крепление делает простой ручную регулировку угла обзора.
Регулируемое рабочее сиденье снабжено рессорным механизмом. Двери, открываемые в увеличенных проемах почти под прямым углом, рационально расположены относительно водительского и пассажирских мест. При значительной высоте их плоскости (превышающей один метр) удобство и безопасность посадки и высадки обеспечиваются широкими подножками под каждой дверью. Целям удобства подчинена вся компоновка расположения органов управления:
- колесо руля, стоящего в левой части кабины симметрично сиденью водителя, почти перпендикулярно вертикали машины, что улучшает моторику движений, не вызывая утомления при длительных поездках;
- рычаг управления КПП находится впереди справа выше уровня сиденья. Его высота выбрана из соображений удобства постоянного контроля в поле периферийного зрения;
- нажатие на педаль левой ногой при управлении сцеплением и правой – при управлении тормозами выполняется с минимальным перемещением и усилием, не нарушающим равномерное распределение веса тела водителя на сиденье.
Механизм рулевого управления снабжается гидравликой усиления. В конструкции применена раздельная схема компоновки ее элементов. Распределитель встроен в рулевую колонку, отдельно расположен гидроцилиндр усилителя. Комплексная работа механической (винт со скользящей гайкой, двигающей зубчатый сектор) и гидравлической частей снижает нагрузку при вождении.
Ширина кабины по зеркальным кронштейнам не превышает 2,5 м, общая высота от уровня земли – не более 2,66 м, длина (включая капот) составляет около 2,8 м. В ней есть два противосолнечных поворотных козырька, предусмотрены системы естественного и принудительного вентилирования, включающие:
- закрываемые воздухозаборники;
- симметричные воздуховоды с вентилятором.
Применена система внутреннего освещения салона и оборудована печка для его обогрева в холодное время, усилены меры шумо- и виброизоляции.
Рама моделиРама грузовика является той незаметной, но важной основой, несущей нагрузку от установленных агрегатов, воспринимая ее при начале движения автомобиля.
Вероятно, это единственный элемент машины, работающий без замены весь срок ее службы.
В ЗИЛе-433360 конструкция несущей основы включает:
- лонжероны рамы, выполненные в виде цельноштампованных стальных балок швеллерного сечения профиля переменной высоты, наибольшей в средней части каждого продольного элемента, т. к. тут они испытывают основные нагрузки;
- пять поперечин, также отштампованных из стали той же марки, соединяющих конструкцию, стыки клепанные.
На лонжеронах и балках крепят кронштейны для дальнейшей сборки агрегатов, механизмов, подвесок, систем контроля и управления.Расположение балок по длине лонжеронов неравномерно. Задняя поперечина, имеющая сцепное устройство, укреплена на торцах продольных элементов. Первая балка сдвинута относительно начала лонжеронов, имеет посадочные места для установки мотора. На буфере спереди предусмотрены места для бампера со встроенными приборами освещения (фары, «поворотники» и «габариты») и буксировочного крюка.