Московский автозавод имени И. А. Лихачева (ЗИЛ) ведет свою историю от основанного в августе 1916 г. предприятия АМО. 1 октября 1931 г., после реконструкции, оно было переименовано в Завод имени И. В. Сталина (ЗИС), ставший флагманом отечественного грузового автомобилестроения. Одной из главных сфер его деятельности всегда был выпуск автотехники для вооруженных сил страны.
Первой продукцией завода были простые, прочные и неприхотливые автомобили ЗИС-5 и ЗИС-6 грузоподъемностью 3 и 4 т соответственно, ставшие в 30-е гг. основными транспортными средствами РККА. Выпуск трехтонки ЗИС-5 начался в декабре 1933 г. и продолжался в течение 15 лет. Автомобиль оснащался 6-цилиндровым двигателем (5555 см3, 73 л.с., позднее — 76–77 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, механическим приводом тормозов, рессорной подвеской и бортовым кузовом для перевозки 24 солдат. Для Красной армии на его шасси устанавливались ремонтные мастерские, полевые радиостанции, топливо- и водомаслозаправщики, электрические станции АЭ-2 и АЭС-3П мощностью 15–29 кВт, компрессоры СКС-36, буровые установки АВБ-100, секции понтонного парка Н2П (1934–45 гг.) и иное оборудование. ЗИС-5 служил для перевозки личного состава, боеприпасов и снаряжения, работал легким артиллерийским тягачом и буксировал прицепные зенитные прожекторы для поиска вражеских самолетов и звукоулавливатели ЗТ-2 для "прослушивания неба". В его кузове размещались пулеметные установки и первые опытные варианты реактивных систем залпового огня МУ-1, известных впоследствии как "катюша". К началу войны на вооружении РККА находилось более 104 тыс. машин ЗИС-5. С эвакуацией завода в октябре 1941 г. их сборку перевели в Ульяновск и Миасс, а после возвращения оттуда части оборудования в Москву в июне 1942 г. начался выпуск упрощенного варианта с условной маркировкой ЗИС-5В без передних тормозов и правой фары, с деревянной кабиной, прямоугольными крыльями из низкосортного металла, кузовом без откидных боковых бортов и более простым глушителем. До 1946 г. грузовиков ЗИС-5В построили 133314 единиц. Помимо упомянутых выше машин, на их базе выпускали бензозаправщики БЗ-43 и 18-местные санитарные автобусы ЗИС-44, а также перевозили секции деревянного мостового парка ДМП-42.