Здравствуйте.
Вопросы "откатов" в нашей стране были, есть и к сожалению будут возникать всегда. Таков уж наш менталитет - "нельзя быть у воды и не напиться".
Сейчас это не только выгодно но и модно у молодежи. Не спроста все мечтают стать чиновниками, гаишниками, налоговиками, силовиками... (далее по списку). В общем "распилить" или "освоить" очередной бюджет - это своеобразная цель жизни целого поколения. Но не будем вдаваться в "мораль" а попробуем как то такое дело классифицировать, если этот термин вообще подходит для данной "деятельности".
Где процветают откаты больше всего? Это всегда потребители, те которые данный товар будут использовать (применительно к запчастям - автобазы, автокомбинаты и т д). Там бюджет осваивается не только лихо но и еще "изощренно". Самый старый и проверенный способ - это налик, он же кэш, он же бонус, он же коньяк в бумажном виде. Схема простая - договариваются сколько % от каждой закупки будут получать на руки. Кстати рядовые снабженцы этого кэша не видят, все идет начальнику снабжения, он просто указывает рядовым сотрудникам с кем нужно заключить договор или какая фирма должна выиграть конкурс. Умный начальник как раз немного делится с подчиненными, отдавая некоторые суммы на "самостоятельные" закупки.
Однако эта схема устарела а так же есть риск быть пойманному за руку, поэтому придумали и воплотили в жизнь другой вариант, более изящный и легальный. Называется он сам у себя выигрываю конкурс. суть дела такова - регется несколько ООО или ЗАО, далее проводится "конкурс" и поставки осуществляются через "победителя" конкурса
. Схема правда трудозатратна и поэтому приходится подключать жен-детей-кумовей. Ну а если в планы не входит посвящения родственников в такой "бизнес" то применяется схема "недовоза". суть её в следующем - предприятие скажем покупает 100 л бензина, по факту его 80 л. Цена 20 л "пилится" с начальником склада, который якобы принял 100 л (по документам). Правда эта схема работает только на "расходники" (малоценку) - что списывается этим же месяцем и что проверить никак нельзя. Причем цена в накладных суперская, "прайсовая" что называется, заподозрить в увеличении стоимости ну никак нельзя человека.
А теперь хотелось бы взглянуть на все это в КОММЕРЧЕСКОЙ организации, т.е которая закупает запчасти чтоб продать.
1. Кэш снабженцу. Теоретически возможно, практически нереально. Входящая цена важный фактор динамики продаж той или иной товарной позиции, увеличение цены мигом скажется и на продажах, что сразу будет выявлено. Второй момент - в коммерческих структурах фирма поставщик очень редко будет работать по такой схеме так как риск быть разоблаченным очень высок и практически 100% что руководство фирмы покупателя просто наложит «эмбарго» на работу с этим поставщиком. А клиента никто терять не хочет. Даже если и пойти на «ЭТО» то опять же % будет мизерным, это не автобусный парк где наценка 300-400%.. Стоит ли это того: На мой взгляд нет.
2. Вариант с конкурсом думаю рассматривать не будем)
3. «Недовоз» – тоже не реально, пришло 100 л масла, значит и будет продано 100 л масла. Думаю что если на склад придет якобы 100 л а клиенту отгрузят 80 л начальник сразу же заинтересуется такой «деятельностью» склада. И в лучшем случае 20 л масла попросит «оплатить» того кто в накладной расписался за 100 литров.