zilOK » 10 июл 2012, 09:21
ЗИЛ будет автомастерской?
06.07.2012
Виктор ТРУШКОВ.
Мы, ветераны труда завода имени И.А. Лихачёва (ныне — акционерное общество АМО ЗИЛ), обеспокоены дальнейшей судьбой нашего родного предприятия. В последние годы (и особенно интенсивно в последние месяцы) происходит его безжалостное разрушение под надуманным предлогом создания «классического автосборочного завода».
НЕКОГДА флагман автомобильной промышленности страны ЗИЛ ныне влачит жалкое существование. Трудовой коллектив с конца 2008 года и до настоящего времени, то есть более трёх с половиной лет, работает по графику трёхдневной рабочей недели. Объём производства основной продукции значительно сокращён. Всё это ведёт к повышению себестоимости продукции, росту её продажной цены, снижению её потребительского спроса.
Мы считаем происходящее результатом некомпетентного управления предприятием администрацией АМО ЗИЛ во главе с генеральным директором И.В. Захаровым, не имеющим достаточного опыта работы на аналогичных руководящих должностях. Он назначен правительством Москвы, владеющим контрольным пакетом акций завода. Кстати, в составе совета директоров АМО ЗИЛ только руководящие чиновники правительства Москвы. Мы считаем, что у администрации АМО ЗИЛ нет плана эффективных действий по преодолению кризисного состояния предприятия, а все усилия направлены в основном на сдачу в аренду заводских площадей и строений.
Реструктуризация завода сводится к созданию новых надуманных и ненужных для производства продукции дочерних предприятий, заводских подразделений и высокооплачиваемых должностей. К тому же замещают их иногородние граждане, зачастую — по совместительству с основной работой в других организациях. Заместители генерального директора АМО ЗИЛ при неэффективном исполнении этих своих должностных обязанностей, о чём свидетельствуют результаты их работы за год, одновременно занимают по совместительству высокооплачиваемые руководящие должности в дочерних предприятиях.
Более того, эти «дочки» АМО ЗИЛ дублируют функции структурных подразделений завода, но их услуги оплачиваются из кассы головного предприятия. Суммы выплат руководителям администрации АМО ЗИЛ не соответствуют результатам их труда и несоизмеримы со средней заработной платой работников автозавода (думается, этим фактом могла бы заинтересоваться Счётная палата РФ). А созданное администрацией АМО ЗИЛ предприятие «МосАвтоЗиЛ» (по информации, опубликованной в 13-м номере журнала «Эксперт» от 2 апреля 2012 года, его собственниками являются правительство Москвы и Сбербанк), на наш взгляд, имеет единственную цель: рейдерский захват собственности у более 165 тысяч акционеров АМО ЗИЛ.
Мы несколько удивлены, что в этой акции принимают участие руководители правительства Москвы. Дело в том, что всё выше изложенное осуществляется при полном одобрении и участии чиновников столичного правительства — членов совета директоров АМО ЗИЛ. Их действия способствуют полному прекращению производства грузовых автомобилей «Зил», в которых нуждаются отечественная промышленность и сельское хозяйство, Российская армия и МЧС РФ.
Такой стиль управления может способствовать только «распилу» и расхищению денежных средств, и выделяемых правительством Москвы, и зарабатываемых трудом автозаводцев. Неоднократные обращения с предложениями к руководителям администрации АМО ЗИЛ остались без ответа, а на обращения в правительство Москвы и Государственную думу РФ были получены формальные отписки.
Мэр Москвы С.С. Собянин или недостаточно информирован о положении на нашем предприятии, или ему просто неинтересно состояние дел в АМО ЗИЛ. Между тем у ветеранов есть конкретные предложения по совершенствованию управления нашим славным предприятием.
Нельзя допустить, что завод, бывший флагманом отечественного автомобилестроения, превратился в символ его целенаправленного разрушения людьми, которым безразлична судьба страны.
Продолжающие трудиться на родном заводе ветераны ЗИЛа:
С.А. ХРОМОВ, на заводе с 1970 года; С.Д. МОЛОКАНОВ, на заводе с 1974 года; В.С. КУДЕЛИНА, на заводе с 1972 года; А.И. ГРИЩЕНКОВ, на заводе с 1969 года; С.Н. АГЕЕВ, на заводе с 1963 года; В.П. ВОРОНИН, на заводе с 1959 года и другие. Всего 12 подписей.
Тем временем…
29 июня 2012 года состоялось общее собрание акционеров АМО ЗИЛ. «Правда» попросила рассказать о нём ветерана предприятия С.А. Хромова. Многие зиловцы хорошо знают Сергея Александровича. Свою трудовую деятельность он начал на легендарном заводе 42 года назад слесарем и прошёл здесь путь до заместителя директора Московского карбюраторного завода. Вот что рассказал С.А. Хромов:
— Главный акционер у нас — правительство Москвы. Ему принадлежит более 64% акций АМО ЗИЛ. А на собрании присутствовали владельцы около 65% акций. Следовательно, на долю остальных присутствовавших акционеров приходилось менее 1% (одного процента) голосов. Общее собрание акционеров открыл и вёл член совета директоров АМО ЗИЛ, исполняющий обязанности начальника управления департамента имущества правительства Москвы А. Березин. Собрание за полтора часа рассмотрело девять вопросов утверждённой советом директоров повестки дня. Как и принято в капиталистической компании, никто не интересовался мнением акционеров, владеющих небольшим количеством акций. Решения принимались без обсуждения их собранием. Так были утверждены годовой отчёт и годовая бухгалтерская отчётность акционерного общества, результаты аудита и новая редакция устава общества.
Поскольку убытки АМО ЗИЛ за отчётный 2011 год составили 4 миллиарда 65,5 миллиона рублей, то было принято решение дивидендов по итогам прошлого года не начислять и не выплачивать.
На собрании было официально одобрено заключение договоров займа АМО ЗИЛ на общую сумму около 11 миллиардов рублей. Договоры интересны тем, что собственностью правительства Москвы является не только заёмщик АМО ЗИЛ, но и заимодатель «ОЭК Финанс» (на 100%). Примечателен смысл сделки: сам у себя попросил, сам себе дал, сам у себя взял… Неплохо бы только выяснить: а на что истратил? Важно также, что в качестве гарантии возврата займа является передача собственности акционерного общества заёмщиком в залог заимодателю. Администрация АМО ЗИЛ уже истратила 2,3 миллиарда рублей из этого займа. Представить, какие будут последствия при невозврате займа, не составит больших затруднений.
Избраны новый совет директоров и ревизионная комиссия. В их составе только чиновники из двух департаментов правительства Москвы. Сомнительно, что они обладают достаточной квалификацией и опытом руководства автомобилестроительным предприятием. АМО ЗИЛ уже на себе испытал результаты непрофессионального руководства: за последний год убытки увеличились почти в двадцать раз, а выпуск автомобилей сокращён до 1266 штук в год. При этом резко снижена доля грузовых автомобилей в традиционных сегментах. Ухудшились практически все экономические показатели АМО ЗИЛ, потеряны многие рынки сбыта.
«Успешным достижением» действующей администрации можно считать лишь ускоренную ликвидацию производственных корпусов и работоспособного, в ряде случаев уникального оборудования и практически полное прекращение финансирования собственных опытно-конструкторских работ по созданию и постановке на производство новых, соответствующих международным техническим требованиям и востребованных рынком среднетоннажных автомобилей.
Подводя итоги общего собрания акционеров АМО ЗИЛ, можно предположить, что автомобильный завод в столице правительству Москвы не нужен. Осуществляющийся план «реконструкции» сводятся к тому, чтобы превратить его в «классический» автосборочный завод — ООО «МосАвтоЗиЛ» по сборке автомобилей иностранного бренда. Таково решение о намерениях, подписанное правительством Москвы и Сбербанком России (С. Собяниным и Г. Грефом), при этом производственные площади и строения головного завода в Москве намечается сдать в аренду.
Сам собой возникает почти риторический вопрос: кому всё это выгодно? Ясно, что не народу России. Превращение ЗИЛа в очередное предприятие «отвёрточной сборки» не выгодно ни нашей промышленности, ни сельскому хозяйству, ни Российской армии.