Этот мотор представляет собой дизель, с V-o6pазным расположением цилиндров под углом 90 градусов. Предназначался для ЗИЛ-4331, а построили его под прицелом тотального переоснащения моделей (новых) на дизельные двигатели. Должен был стать первым серийным. особенность - объемно пленочное смесеобразование, как у передового в то время аналогичного мотора Катерпиллер. По техническим характеристикам в то время 645-й считался весьма перспективным: 8-цил., 110x115 мм, 8,74 л, степень сжатия 18,5, мощность 136 кВт (185 л.с.) при 2800 об/мин, крутящий момент 510 Н-м (52 кгс-м) при 1400-1600 об/мин.
Оснащался форсунками закрытого типа, ТНВД- рядный, 8-секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива, двухрежимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр - сухой, со сменным бумажным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и (по заказу) подогревателем мод. 151.8106 для подогрева двигателя и отопления кабины.
Одной из особенностей этого мотора считалась его многотопливность: мог работать как на солярке, так и на бензине или их смеси. Фактически эта особенность присутствовала у всех вариантов исполнения: от дефорсированного до турбированного. Всего же выпускалось четыре модификации: собственно 645 , 6451 , 6453 и 6454. Все они могут работать на чистом бензине А-72 без какого разбавления то есть 100% , далее А-76 или А-80 в пропорции 1 к 1 (50% бензин и 50% солярка) , А-93 - не менее 70% солярки , а так же на керосине Т1 ,Т2 ,ТС-1.
По модификациям отличались следующими характеристиками:
- 645 -185 л.с., диаметр цилиндра 110мм;
- 6451 - 170 л.с диаметр цилиндра 110 мм (дефорсированный для нужд военных);
- 6453 - 210 л.с диаметр цилиндра 110 мм (турбированный)
- 6454 - 200 л.с диаметр цилиндра 115 мм, а так же турбированная версия с такой же поршневой группой, мощность которой была уже 250 л.с.
Комплектовался насосами топливными 2-х видов: с начала производства 1986 г до 1994 г - Чешский MOTORPAL, а с конца 1994 года - ЯЗДА-338.10 , 338.20 , 338.30 , 338.40.
Блоки двигателя после 1994 года имеют отличие: на них дополнительно сделаны места под крепление и насоса Моторпал и ЯЗДА, на блоки ранних насос ЯЗДА установить невозможно: нет нужных отливок на блоке .
Блок 645 и 6454 имеют различие в расточке под гильзы так , что внимательно смотрим на табличку если она сохранилась на внутренней стороне развала блока. Пальцы для поршней то же имеют различия по длине 88 мм для 110-й и 90 мм для 115-й . Историю своего рождения 645-й двигатель начал в 1968-м году , а только спустя 18 лет пошёл в производство . На тот момент он мог конкурировать с известными импортными аналогами. Кроме ЗИЛ-4331 устанавливался так же на некоторые модификации грузовиков, выпущенных на базе 130-го ЗИЛа.
В этой теме будем обсуждать все вопросы, касающиеся ремонта и обслуживания моторов ЗИЛ серии 645.