Агрегатно-моторное производство АМО ЗИЛВ сентябре очередным объектом для нашего репортажа было выбрано Агрегатно-моторное производство, расположенное на головной площадке ЗИЛа в Москве._____В отличие от наших прошлых репортажных поездок, здесь невозможно пройти все работающие участки за один день – их слишком много. Не пытаясь объять необъятное, 21 сентября мы постарались составить общее представление о процессе производства двигателя от обработки первых отливок, до отгрузки готовой продукции. Для этого нами были выбраны следующие участки: обработки блока цилиндров, обработки картера, обработки коленвала, шатуна, маховика. Завершили наш маршрут конвейер сборки двигателей и конвейер окончательной сборки.
По ходу движения мы заглянули на участки сборки карбюраторов и бензонасосов. Первый участок, который мы посетили в тот день, был участок обработки блока цилиндров. Основная человеческая деятельность состоит здесь в закладке заготовок на автоматические линии и контроле отсутствия сбоев. Остальное выполняется станками по заложенным программам. Вся технологическая цепочка состоит, примерно, из десятка последовательных производственных линий.
На каждой выполняется своя доля операций. Точка закладки у каждой одна, для обеспечения работы достаточно одного сотрудника. Дальше на каждой линии лишь в нескольких технологических точках требуются операторы, которые во время нашего присутствия были на наш взгляд наблюдателями процесса. Однако в задачу операторов входит не наблюдение, а управление процессом. При любом сбое или ухудшении качества обработки, рабочие сразу отключают движение и либо устраняют сбой, либо вызывают наладчиков. Частота необходимости остановок зависит от качества наладки оборудования, которое проводится заранее.
На участке обработки картера было более оживленно, но принцип работы аналогичный: закладка, автоматическая обработка поверхностей и технологических точек, контроль операторов (Рис. 4). Оживление здесь объяснялось тем, что некоторые работы невозможно провести на конвейере. Требуется применение иных станков (Рис. 5) и, соответственно, рабочих рук. Ситуация возникает эпизодически и быстро решается привлечением 4-5 сотрудников. Что мы и застали. Около полутора десятков человек были рассеяны по линии обработки коленвала. Здесь применение станков более масштабное, а автоматическая линия является транспортной, доставляя валы от станка к станку. Еще двое работали на участке обработки шатуна. Рядом продукция объединенных производственных усилий этих двух участков оборачивалась бумагой и укладывалась в транспортные кроватки, отправляясь на запасные части.
Далее мы познакомились с работой на участках сборки карбюратора и бензонасоса (Рис. 6, 7). Здесь много операций выполняется вручную или с непосредственным участием рабочих. Процесс более многолюдный, требует яркого освещения, чистоты помещения и рабочих мест. Большинство комплектующих имеют мелкие размеры. Поэтому удобство в работе напрямую влияют на утомляемость сотрудников и качество конечной продукции.
Когда мы, наконец, добрались до конвейера сборки двигателей и конвейера окончательной сборки был уже обеденный перерыв. Рабочих на месте не оказалось. Свет, кроме дежурного, здесь был уже погашен, а на транспортере ожидала дальнейших действий готовая продукция. Агрегатно-моторное производство в процессе реструктуризации будет оставлено на своем настоящем месте. Здесь высокая плотность на единицу площади взаимоувязанных автоматических линий, переналадка которых на другой территории крайне дорога и лишена смысла. Проще создавать производство заново. Более того, те немногие территории, которые возможно здесь освободить, принимают к себе станки из других цехов головного завода. Единственным критерием является соответствие единому утвержденному плану реструктуризации и технологическая целесообразность включения в состав Агрегатно-моторной производственной единицы.
__________