Сегодня хотелось бы рассказать об одном довольно интересном автомобиле, который к сожалению так и не увидел свет. А перспективы у него были весьма неплохи, да и родословная - тоже ничего: как ни как, эта модель базировалась на узлах и агрегатах ЗИЛ-130 - легенды завода, которая до сих пор покоряет наши просторы. И не только наши.
История эта произошла в 2010-м году, когда у завода дела уже шли весьма не "ах". Судите сами: производство "Бычка" передали на Смоленский завод автозапчастей, спрос на серию 4331 и ее модификации упал практически до нуля, а огромные территории завода просто простаивали. Ни одна из современных моделей так и не смогла стать новой легендой завода, хотя и пользовалась определенным успехом, а ЗИЛ-5301 даже помог на рубеже веков справиться предприятию с банкротством. Вот тогда то и появилась идея возродить былую славу, реинкарнировав ЗИЛ-130 в новом обличье, сделав его более современным, но таким же надежным и простым в обслуживании.
Тот период был славен тем, что завод (и не только ЗИЛ) тесно начал сотрудничать с китайской автомобильной промышленностью и даже возлагал на это сотрудничество вполне конкретные планы. Помятую о надежности конструкции старого доброго 130-го, инженеры пошли по пути наименьшего сопротивления, несколько доработав устаревшие узлы и установив автомобилю новую кабину. Собственно, опыт заимствования кабины был для завода не нов: в бытность проектирования "Бычка", как известно, планировалось установить на него бескапотную кабину МАЗ, которую должен был предоставить Минский автозавод, отказавшийся в последний момент от сотрудничества. Собственно, разговор не об этом, а о модели, несколько экземпляров которой было таки изготовлено. Один из них даже в виде дорожноуборочной машины, но почему то с пластиковыми баллонами под воду (видимо, готовилось в торопях и подходящей цистерны просто не нашлось). Собственно, вот что получилось:
Как видно знающим специалистам по фото, кабина - это "мановско-китайский вариант" предыдущего поколения, которые закупили у фирмы Shaanxi. Но ее пришлось дорабатывать. В частности, усилены крепления ремней безопасности, которые не выдержали первых же испытаний. Кроме того, чтобы совместить кабину с шасси, изменили расположение тормозного крана, применили телескопический привод коробки передач, переделали, использовав иной гидроусилитель, рулевой механизм.
В остальном ходовая часть мало отличается от той, что у капотного грузовика. Здесь тоже смоленская пятиступенчатая коробка передач, рязанский ведущий мост, пневматическая тормозная аппаратура рославльского агрегатного завода, АBS калужской компании «Геркон». Даже колесная база прежняя – 3800 мм. Зато благодаря иной компоновке длина бортовой платформы возросла с 3752 до 4773 мм. Более длинную платформу можно установить на ЗИЛ-4329BL с расстоянием между осями 4680 мм.
Двигатели – минские дизели, для соответствия Евро III снабженные электронным управлением «Бош». Один из моторов, 130-сильный, предназначен в первую очередь для коммунальных машин. Бортовые версии, тягачи, а также грузовики с увеличенной базой оснастят более мощным 151-сильным Д-245.30.
Конечно, данная модель - не суперсвоременный грузовик. Но воспользовавшись шасси легендарного шеститонника завод предполагал воспользоваться славой прародителя, щедро оснастив его современными агрегатами и комфортной кабиной. Весьма удивительно, что модель не пошла, хотя правительство Москвы и заказало 10 автомобилей для коммунальных служб. А могла бы стать неплохой заменой стротридцатке.